Ацюковский В.А. Введение в эфиродинамику. Деп. рукопись № 2760-80, ВИНИТИ, 1980

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 8   >>>

  

- 8 -

Глава I. Краткая история эФиоа.

"Согласно общей теории относительности пространство немыслимо без эфира."

А.Эйнштейн. Эфир и теория относительности. Собр.научн.тр. т.1, с.689.

V. "Наука", 1965.

"Мы йе можем в теоретической физике обойтись беэ эфира, т.е. континуума, наделенными физическими свойствами.

А.Эйнштейн. Об эфире. 1924 г. Собр.научн.тр. т.2, с.160.М.,"Наука", 1966.

1.1. Краткий обзор теорий и моделей эфира.

Необходимость критического рассмотрения многочисленных существовавших ранее гипотез, моделей и теорий эфира вытекает из того обстоятельства, что, несмотря на правильную исходную предпосылку, что взаимодействия между телами должны обуславливаться какой-то промежуточной средой - эфиром, ни одна из теорий эфира не сумела удовлетворительно объяснить совокупность всех известных явлений, с одной стороны, и не позволила предсказать каких-либо новых направлений исследований , с другой стороны. В результате этого в ходе развития физики были отброшены не только эти теории, модели и гипотезы, но также и собственно понятие "эфир", как "окончательно себя дискреде-тировавшее".

После появления специальной теории относительности сам вопрос о существовании эфира был поставлен под сомнение, в первую очередь, именно в связи с отсутствием более или менее удовлетворительной теории эфира. Это обстоятельство прямо привело к тому, что дальнейшее углубление и развитие теорий эфира было прекращено.

Однако в 1920 г. в работе "Эфир и теория относительности" А.Эйнштейн показал, что в пространстве без эфира "не только было бы невозможно распространение света, но не могли бы существовать масштабы и часы, и не было бы никаких пространственно-временных расстояний в физическом смысле слова", но это уже ничего не изменило в вопросе признания эфира как материальной средн.

Рассмотрим основные концепции эфира, существовавшие в естествознании, и попытаемся проанализировать их положительное значение и недостатки.

- 9 -

Несмотря на то, что ряд исследователей истории эфира и развития физических представлений приписывает введение в естествознание идеи эфира Репе Декарту /1596 - 1650/ [6j , а идеи атомизма - Демокриту /470 - 380 г. до н.э./ ^I-5J , следует считать, что и понятие эфира как мировой среди, и понятие атомов - элементов веществ были известны задолго до этого и сопровождали, практически, всю известную ныне историю человеческой цивилизации.

Еще Фалесом Милетским /625 - 547 г. до н.э./, древне-греческим философом, родоначальником античной и вообще европейской философии и науки, основателем милгтской философской школы был поставлен вопрос о необходимости сведения всего многообразия явлений и вещей к единой основе /первостихии или первоначалу/, которой он считал жидкость /"влажную природу"/ [l,2] .

Анаксимандром /610 - 546 г. до н.э./, учеником Фалеса, было введено в философию понятие первоначала - "апейрона" - единой вечной неопределенной материи, порождающей бесконечное многообразие сущего [1,2] .

Анаксименом /585 -525 г. до н.э./, учеником Анаксимандра,этим первоначалом считался газ /"воздух"/, путем сгущения и разрежения которого возникают все вещи.

Есть все основания считать, что идеи эфира были, по крайней мере, вУ1-1Уввдон.э., а может быть и ранее, распространены достаточно широко. Так,в учении Чжуан-цзы /древнекитайский даосизм - 1У в. до н.э./ указывается, что все в мире состоит из частиц грубых /"цу"/ и тончайших /"цзин"/. Они образуют единый "ци" - эфир, изначальное, единое для всех вещей. "Ддиный эфир пронизывает всю Вселенную". Он состоит из "инь" /Материальное/ и "ян" /огонь, энергия/. "Нет ни одной вещи, не связанной с другой, и всюду проявляются инь и ян." /Чунцю Фаньсу, уз.12, с. 7; см. также f6, с. 121] .

Развитие идей "первоначала" было произведено Левкиппом /У в. до н.э./, выдвинувшего идею пустоты, разделяющей все сущее на множество элементов, свойства которых зависят от их величины, формы, движения, и далее - учеником Левкиппа Демокритом, являющимся основоположником атомизма.

По ряду свидетельств [I, 2, 3, 5] Демокрит обучался у халдеев и могов, вначале присланных в дом его отца для обучения детей, а затем посетив могов в стране Мидия [3, с. 44] . Сам Демокрит не приписывал себе авторства атомизма, упоминая, что атомизм заимствован им у мидян, в частности, у могов - жреческой касты /племени, по