Ацюковский В.А. Введение в эфиродинамику. Деп. рукопись № 2760-80, ВИНИТИ, 1980

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 9   >>>

  

- 9 -

Несмотря на то, что ряд исследователей истории эфира и развития физических представлений приписывает введение в естествознание идеи эфира Репе Декарту /1596 - 1650/ [6j , а идеи атомизма - Демокриту /470 - 380 г. до н.э./ ^I-5J , следует считать, что и понятие эфира как мировой среди, и понятие атомов - элементов веществ были известны задолго до этого и сопровождали, практически, всю известную ныне историю человеческой цивилизации.

Еще Фалесом Милетским /625 - 547 г. до н.э./, древне-греческим философом, родоначальником античной и вообще европейской философии и науки, основателем милгтской философской школы был поставлен вопрос о необходимости сведения всего многообразия явлений и вещей к единой основе /первостихии или первоначалу/, которой он считал жидкость /"влажную природу"/ [l,2] .

Анаксимандром /610 - 546 г. до н.э./, учеником Фалеса, было введено в философию понятие первоначала - "апейрона" - единой вечной неопределенной материи, порождающей бесконечное многообразие сущего [1,2] .

Анаксименом /585 -525 г. до н.э./, учеником Анаксимандра,этим первоначалом считался газ /"воздух"/, путем сгущения и разрежения которого возникают все вещи.

Есть все основания считать, что идеи эфира были, по крайней мере, вУ1-1Уввдон.э., а может быть и ранее, распространены достаточно широко. Так,в учении Чжуан-цзы /древнекитайский даосизм - 1У в. до н.э./ указывается, что все в мире состоит из частиц грубых /"цу"/ и тончайших /"цзин"/. Они образуют единый "ци" - эфир, изначальное, единое для всех вещей. "Ддиный эфир пронизывает всю Вселенную". Он состоит из "инь" /Материальное/ и "ян" /огонь, энергия/. "Нет ни одной вещи, не связанной с другой, и всюду проявляются инь и ян." /Чунцю Фаньсу, уз.12, с. 7; см. также f6, с. 121] .

Развитие идей "первоначала" было произведено Левкиппом /У в. до н.э./, выдвинувшего идею пустоты, разделяющей все сущее на множество элементов, свойства которых зависят от их величины, формы, движения, и далее - учеником Левкиппа Демокритом, являющимся основоположником атомизма.

По ряду свидетельств [I, 2, 3, 5] Демокрит обучался у халдеев и могов, вначале присланных в дом его отца для обучения детей, а затем посетив могов в стране Мидия [3, с. 44] . Сам Демокрит не приписывал себе авторства атомизма, упоминая, что атомизм заимствован им у мидян, в частности, у могов - жреческой касты /племени, по

- 10 -

свидетельству Геродота/, одного из шести племен, населявших Мидию /северо-западные области Иранского ногорья/.

Господствовавшая идея могов /Могучих/ - внутреннее величие и могущество, сила мудрости и знание. По ряду свидетельств маги заимствовали свои знания у халдеев, которых считали основателями звез-дочетства и астрономии. Халдеи, которчм в древней Греции и древнем Риме придавалось большое значение, являлись жрецами и гадателями, а также натуралистами, математиками, теософами. Маги основали магию

- учение, позволявшее на основе знания тайн природы производить необычайные явления. В дальнейшем это учение, к сожалению, было дис-кредетировано многочисленными псевдомагами-шарлатанами.

Наиболее подробно атомизм древности отражен именно в работах Демокрита, чему посвящено достаточно много литературных исследований. Следует однако заметить, что ряд положений атомизма Демокрита остался непонятым до настоящего времени практически всеми исследователями его творчества. Речь прежде всего идет о соотношениях атомов ж амеров - частей атомов.

Демокрит указывал, что атомы / - элементы вещества не

делимы физически, неразрезаемы в силу плотности и отсутствия в них пустоты. Атомы наделены многими свойствами тел видимого мира как то: изогнутостью, крючковатостью, пирамидальностью и т.п. В своем бесконечном многообразии как по форме, так и по величине и порядку атомы образуют все содержимое реального мира. Однако в основе этих различающихся по величине и форме атомов лежат амеры - истиные неделимы, лишенные частей.

Идея о двух видах атомов была упомянута и последующими исследователями, например, Эпикуром /342 - 271 гг. до н.э./.

Амеры /по Демокриту/ или "элементы" /по Эпикуру/, являясь частями атомов, обладают свойствами, совершенно отличными от свойств атомов. Например, если атомам присуща тяжесть, то амеры полностью лишены этого свойства.

Полное непонимание на протяжении многих веков этого кажущегося противоречия привело к существенному искажению толкования учения Демокрита. Уже Александр Афродийский упрекает Левкиппа и Демокрита в том, что не имеющие частей неделимые, постигаемые умом в атомах и являющиеся их частями невесомы. Это непонимание продолжается и в настоящее время. Так С.Я.Лурье упоминает об амерах как о математических величинах. М.Д.Ахундов в работе [4] продолжает истолковывать амеры как абстрактное математическое понятие.

Упомянутое кажущееся противоречие имеет в своей основе представление о том, что тяжесть, вес /гравитация/ есть врожденное свойство