Ацюковский В.А. Общая эфиродинамика. — М.:Энергоатомиздат, 2003

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 77   >>>

  

77

Тот же вопрос решается идеализмом в пользу сознания. Здесь считается, что задача науки - создать определенную логику, основанную на нескольких исходных положениях. Критерием истины считается не соответствие реальности, а «простота» или «красота» теории, возможность наиболее «простого» описания законов природы. Здесь возможен «принцип экономии мышления», в свое время провозглашенный Э. Махом. И если в природе обнаруживается факт, не укладывающийся в узаконенную теорию, то этот факт просто отбрасывается, как «непризнанный». Именно такая история и произошла с эфирным ветром, который был обнаружен в результате многолетних опытов, но который оказался «не признанным», потому что теория относительности Эйнштейна не соответствовала этим опытным данным.

Постулирование, т.е. выдвижение постулатов - вольных положений, которым якобы обязана соответствовать реальность, является одним из основных методов идеалистических теорий. Чего стоят такие положения, как «электрон в атоме не падает на ядро и не излучает потому, что он двигается по разрешенным (?! - В.А.) орбитам» (Н.Бор) или «Аксиоматическая основа физики должна быть свободно изобретена» (Эйнштейн). Математика здесь является не дополнением к качественным физическим представлениям, а основой природы, качественные же представления оказываются вообще ненужными. В физических теориях, как справедливо заметил В.И.Ленин, «материя исчезла, остались одни уравнения».

Отсюда сразу видно, в чем разтличие материалистического и идеалистического подходов в научной теории. Материалисты изучают природу, и если факты не соответствуют теории, они меняют теорию. Идеалисты «изобретают» природу, и если факты не соответствуют теории, они отбрасывают неугодные факты. Это и произошло с эфирным ветром: когда были получены однозначные результаты и определено, откуда дует эфирный ветер, имеющий галактическое направление, и с какой скоростью, то эти результаты физики-релятивисты «не признали» и тем самым совершили научный подлог, отвергнув и эфирный ветер, и сам эфир как мировую среду и строительный материал для всех видов вещества и полей. Если бы подобное случилось с материалистической теорией, то авторы теории вынуждены были бы пересмотреть свой теорию.

В основе материалистического подхода лежит весь опыт естествознания, и из него непосредственно вытекают некоторые основополагающие моменты для любой материалистической теории. Этот опыт говорит о том, что всякое конкретное материальное

78

образование имеет начало и конец, но материя никуда не исчезает, она переходит в другие материальные образования. Вселенная в целом же не имеет ни начала, ни конца, и поэтому всякое материальное образование необходимо рассматривать как становящееся, возникающее в результате некоторых процессов, существующее конечный срок и уничтожающееся в результате других процессов. При этом все происходит в пространстве и во времени, что и есть движение, которое тоже не возникает из ничего, а только переходит из одной формы в другую. Этот кругооборот материи во Вселенной вечен.

Никаких нематериальных процессов во Вселенной и в любой точке пространства и в любой момент времени быть не может. А поскольку и пространство, и время определяются как свойства материи, то какую бы малую долю пространства ни рассматривать, в ней всегда должна быть материя, и какой бы самый малый отрезок времени ни рассматривать, в нем всегда есть материальный процесс.

В последнее время некоторые исследователи стали рассматривать энергоинформационные процессы как некоторое фундаментальное свойство материи. Не отрицая правомерности такого подхода, следует, однако, заметить, что при передаче информации необходим материальный носитель - сигнал, который обладает определенной структурой, несет в себе определенную энергию и способен быть не только излученным материальным передатчиком, но и принятым материальным приемником в том виде, в котором он излучен. И если хотя бы одного из перечисленных атрибутов нет, то ни о каком энергоинформационном процессе не может быть и речи.

Никакого «действия на расстоянии» («actio in distance») -взаимодействия тел при отсутствии материального носителя этого взаимодействия - в природе не существует, и если этот материальный носитель не учтен в теоретических построениях, то это должно рассматриваться не как устройство природы, а как недостаток теории.

Не следует забывать, что так же, как через ограниченное число точек, лежащих на плоскости, можно провести бесчисленное множество кривых высшего порядка, любое конечное число фактов может быть «объяснено» бесчисленным количеством теорий. Любой конкретный факт не подтверждает теорию, а всего лишь противоречит или не противоречит ей. Например, соответствие полученных результатов экспериментов преобразованиям Лоренца можно трактовать как «подтверждение» двух взаимно исключающих теорий - Специальной теории относительности Эйнштейна, отрицающей эфир, и теории неподвижного эфира самого Лоренца.