Тимирязев А.К. Принцип относительности. (О теории Эйнштейна) / А.К. Тимирязев // Красная новь. 1921. - № 2. - С. 144-159.
Доклад,
прочитанный на собрании Научной Ассоциации Коммунистического
Университета имени Я.М.Свердлова 22 мая 1921 г.
Без всякого преувеличения можно сказать, что никогда еще за все время существования нашей науки ни одна из ее текущих задач, ни одна теория не привлекала к себе такого внимания, как теория относительности, разработанная Альбертом Эйнштейном; в наши дни об этой теории заговорили решительно везде; ею заинтересовались люди, стоящие совершенно в стороне от научной жизни и, быть может, до настоящего момента остававшиеся совершенно равнодушными к текущим задачам такой науки, как физика. Это тем более удивительно, что опять-таки на всем протяжении нескольких столетий трудно найти научный вопрос более "академического" характера, более оторванный от жизни и ее насущных задач, чем этот новый принцип, получивший сейчас такую широкую известность. К тому же он крайне трудно поддается общедоступному изложению, в кратком пересказе его часто совершенно искажают - почти до неузнаваемости, а во всей своей полноте он доступен далеко не всем даже хорошо подготовленным специалистам, так как его усвоение требует напряженной работы хорошего математика, в течение нескольких недель и при условии десятичасового рабочего дня!
Несмотря, однако, на все
эти особенности, вокруг принципа относительности загорается страстная
борьба, приобретающая отчетливо политическую окраску; в этой борьбе
причудливым образом переплетаются самые противоположные течения, начиная
от грубо элементарных, вытекающих из непосредственного чувства и кончая
утонченно-философскими. В прошлом году Эйнштейн решительно стал на
сторону революции, а по имеющимся теперь сведениям, он даже формально
вступил в коммунистическую партию, и это обстоятельство сразу охладило
восторги некоторых из его "аполитичных" поклонников; по этому же поводу
вспомнили как в Германии, так и у нас в России, что Эйнштейн - еврей; в
Германии на этой почве была организована даже форменная травля
знаменитого ученого поднявшими голову антисемитами. С другой стороны,
вся германская коммунистическая печать с восторгом распространяет новые
идеи, приветствуя вместе с тем и их смелого автора, решительно
порвавшего с академическими традициями и присоединившегося к борющемуся
рабочему классу.
Но все это вполне понятная чисто внешняя сторона дела. Если же вникнуть глубже в теорию Эйнштейна и в особенности в ее философские следствия, которые пытается вывести отчасти и сам автор, а в еще более сильной степени его часто не в меру ревностные поклонники и последователи, то мы сейчас же почувствуем, что мы - в области чистой идеалистической философии. Философские взгляды самого Эйнштейна во многом диаметрально противоположны материалистической философии марксизма. И не по этой ли причине наиболее дальновидные представители новой русской эмиграции в фельетонах своих контр-революционных газет с восторгом отзываются о величайшей революции в науке, проявляя тем самым какую-то непонятную, даже трогательную привязанность к... революции! Правда, в области такой безопасной науки, как физика!
Постараемся выяснить себе если не самый принцип относительности, что сделать в небольшой статье, по указанным уже причинам, очень трудно, то по крайней мере те основные задачи, которые он себе ставит и решает. Постараемся возможно более отчетливо себе представить, о чем собственно в этом принципе идет речь. Для этого необходимо прежде всего познакомиться с теми фактами, которые послужили основой всему этому учению; оно возникло на почве истолкования некоторых световых явлений. Мы начнем наш обзор с явления аберрации света и его истолкования.
Представим
себе человека, стоящего под раскрытым зонтиком, который он держит над
своей головой; пусть при полном отсутствии ветра идет дождь. Если
стоящий под зонтом человек пойдет быстрыми шагами в какую-либо сторону,
продолжая держать по-прежнему над собой зонт, то по мере того, как он
будет прибавлять ход, капли дождя будут падать ему сначала на ноги,
потом на руки, грудь и, наконец, начнут захлестывать в лицо. Чтобы при
быстром ходе и при отсутствии ветра защититься от дождя, ему придется
нагнуть зонтик вперед - в ту сторону, куда он сам идет. То же самое
делает астроном, когда он наблюдает звезду, лучи от которой идут почти
перпендикулярно к плоскости эклиптики, т.-е. к той плоскости, в которой
движется земля вокруг солнца или, что то же самое, в которой лежит
видимый на небе путь солнца между звездами. Вследствие того, что земля
движется по замкнутой орбите, направление ее движения непрерывно
изменяется, и астрономическую трубу придется наклонять в разные стороны
(этот наклон ничтожен по величине, но может быть вполне точно измерен).
Точно так же, если итти в дождь под зонтом и менять направление своего
движения, придется для защиты от дождя столько же раз менять направление
наклона зонта и притом так, чтобы он всегда был наклонен в сторону
движения. Как объясняются эти явления аберрации или кажущегося изменения
в направлении движения капель дождя и лучей света? Для дождя объяснение
очень простое. Если центр зонта у нас над головой и если за то время
пока капля, пролетевшая мимо края зонта падает до уровня, где находится,
скажем, кончик нашего носа, мы сами успеем пройти расстояние, равное
расстоянию от средины зонта до его края, то мы как раз успеем кончиком
своего носа перехватить эту падающую каплю. Нам будет казаться, что
дождь косой, что капли от края зонтика бьют в лицо, и поэтому мы
инстинктивно наклоняем зонт вперед. Самое для нас существенное в этом
объяснении состоит в том, что движение капли не зависит от движения
идущего под зонтом человека: капля падает совершенно независимо от
движения человека, его движение определяет только, в каком месте ее пути
он ее перехватит. Это указывает, что
Следовательно, если
материя именно так построена, то любое материальное тело можно уподобить
решету с очень большими отверстиями и очень тонкими переплетами. Как бы
то ни было, за то, что эфир не увлекается движением земли, а также
движущимися на поверхности земли телами, говорит не только явление
аберрации света, но также и целый ряд других опытов, в числе которых
необходимо упомянуть классические исследования проф. А. А.
Эйхенвальда*1, выполненные у нас в Москве. Но если эфир действительно не
увлекается движением земли, то для нас открывается возможность, измеряя
скорость света по разным направлениям вдоль поверхности земли,
определить скорость ее движения по отношению к неувлекаемому ею эфиру. А
так как мы и без того хорошо знаем скорость движения земли вокруг
солнца, то, вычитая эту известную нам скорость, из той, которую мы
получим на основании указанных измерений скорости света, мы по разности
можем получить скорость движения солнечной системы среди звезд*2!..
Чтобы выяснить, в чем здесь дело, разберем следующий простой случай.
Пусть на платформе какой-либо железнодорожной станции стоит наблюдатель и
следит за полетом галки, летящей вдоль платформы. Положим, этот
наблюдатель при помощи каких-либо меток (деревьев, мимо которых
пролетает галка) и часов или секундомера определил скорость ее полета в v
сантиметров в секунду. Теперь предположим, что полет галки наблюдают из
окон железнодорожного поезда движущегося в ту же сторону, что и галка,
но с меньшей скоростью - w сантиметров в секунду. Пусть наблюдатель
отмечает по часам, когда
_______________
*1 А. А. Эйхенвальд, "О магнитном действии тел, движущихся в электростатическом поле", Москва 1904, Университетская типография.
*2
Во многих статьях и часто очень серьезных, написанных выдающимися
учеными, можно встретить следующее: попытки определить скорость земли по
отношению к эфиру этими авторами признаются бесплодной погоней
философски необразованных физиков за абсолютным движением, так как
движение по отношению к эфиру, по мнению философов, есть уже не
относительное, а самое настоящее непостижимое для человеческого ума
абсолютное движение! Между тем, дело гораздо проще: опыты указывают, что
эфир, в котором мы легко можем возбудить колебательные движения, -
свет, волны радиотелеграфа, лучи Рентгена и проч., - не увлекается
поступательным движением земли или, например, вращающимися дисками, с
которыми производил свои опыты Эйхенвальд. Поспешное заключение, что
весь необъятный океан эфира абсолютно неподвижен и что, следовательно,
всякое движение по отношению к нему есть движение абсолютное,
характеризует в гораздо большей степени полет мысли философа, чем, может
быть, более тяжеловесное, но осторожное мышление экспериментатора, не
любящего говорить о том, чего он не знает. Действительно, ни один физик
не возьмется утверждать, что если ему не удалось сдвинуть с места эфир,
значит и вообще эфир не может двигаться и не двигается.
Так как свет движется в эфире, который не увлекается земным шаром, то, когда мы определяем скорость света на поверхности земли, мы решаем по существу ту же задачу, что и пассажир, определяющий скорость полета галки. Чтобы определить по скорости света скорость движения земли по отношению к эфиру, надо было бы поступать следующим образом. Прежде всего в данном месте земного шара в данный момент надо определить направление, совпадающее с направлением скорости земного шара; это астроном может сделать без труда. Затем надо измерить промежуток времени, который требует свет, чтобы пройти какое-либо определенное расстояние, скажем три километра по направлению движения земли и в обратную сторону. Так как скорость света равняется 300.000 километров в секунду, а скорость земли вокруг солнца 30 километров в секунду, то промежутки времени числа секунд, требуемые для прохождения 3 километров туда и обратно, выразятся соответственно: 3/(300000-30) и 3/(300000+30) или в общем виде: L/(c-v) и L/(c+v), где L расстояние, проходимое светом, c - скорость света в эфире и v - скорость земли.
Простая
арифметика, однако, показывает, что вследствие громадной скорости света
опыт даже на протяжении трех километров потребовал бы измерения по
меньшей мере десяти и стомиллионных долей секунды и притом опыт надо
было бы ставить так: из одного пункта посылается сигнал и замечается
время с точностью до стомиллионной доли секунды, а на расстоянии 3
километров этот сигнал принимается с такой же точностью! Затем оба
пункта обмениваются ролями. При теперешних наших технических средствах
осуществить такой опыт, по крайней мере до сих пор, не удалось. Во всех
наших методах определения скорости света пользовались лучом света,
прошедший два раза одно и то же расстояние: туда и назад. Например, луч
света, отразившийся от вращающегося зеркала и прошедший некоторый путь
до другого зеркала туда и назад, застает вращающееся зеркало в другом
положении и отражается по измененному направлению (метод Фуко). Но при
этом, как нетрудно убедиться, влияние движения земли и наблюдателя с его
приборами в значительной степени исключается: на пути луча в одну
сторону движение земли вызывает его запаздывание, в противоположном
направлении получается упреждение. Однако, Майкельсону
Однако, опыт Майкельсона, повторенный несколько раз, дал отрицательный результат: никакого смещения колец интерференции в трубе Т не было замечено!
Как
объяснить себе этот неожиданный результат? Ответ на этот вопрос был дан
знаменитым голландским физиком Лорентцом и независимо от него
английским физиком Фиц-Джеральдом. Объяснение сводится к следующему: все
тела по направлению движения сжимаются, при чем, если величина этого
сжатия будет соответствовать запаздыванию t1-t2, то запаздывания не
произойдет, так как путь запаздывающего луча укоротится. Но почему же
происходит сокращение в направлении движения? На это можно дать такой
ответ: так как мы теперь знаем, что вся материя состоит из электрически
заряженных частиц, то при движении эти заряды начинают действовать как
элементы электрического тока. Т.-е. при обсуждении сил взаимодействия
между частицами нам к силам электрического притяжения разноименных
зарядов Р (см. фиг. 2) придется добавить силы отталкивания Q двух
параллельных и противоположно направленных токов (по закону Ампера).
Движущиеся заряды ведь действуют, как электрические токи. Заряды,
движущиеся друг за другом, как, например, 1 и 3, по закону Ампера друг
на друга не действуют, так что между ними останется одно только
притяжение, свойственное разноименным зарядам. Итак, силы между 1 и 3,
т.-е. по направлению движения, останутся те же, а в перпендикулярном
направлении ослабнут, отчего и должно произойти сжатие. Вычисление
показывает, что сжатие должно получиться как раз того же порядка, т.-е.
пропорциональное L(v/c)2! Интересно отметить ничтожную величину этого
сокращения: весь земной шар в направлении своего движения должен по
этому расчету сократиться всего на 6 сантиметров! Это показывает ту
необычайную чувствительность, до которой удалось довести Майкельсону
свою экспериментальную технику. Сокращение прибора во столько раз меньше
6 сантиметров, во сколько сам прибор меньше диаметра земного шара!
---------------
Читатель,
может быть, спросит, а где же тут принцип относительности? Это -
совершенно основательный вопрос: мы пока ни словом не обмолвились о
принципе относительности Эйнштейна; но зато мы все время пользовались, -
не упоминая, правда, об этом, - принципом относительности
Галилея-Ньютона. Вообще говоря, на свете существует не один принцип
относительности, а целых три. Принцип Галилея-Ньютона, принцип Эйнштейна
специальный и принцип Эйнштейна всеобщий. Начнем с первого из трех, с
принципа Галилея Ньютона, которым, как уже только что было сказано, мы
не раз уже пользовались в приведенных нами рассуждениях. Наблюдая полет
галки с платформы или из поезда, мы получали разную величину скорости
этого полета, но самый характер движения остается тот же, - движение
остается все время равномерным и прямолинейным. Точно так же, сидя в
вагоне железнодорожного поезда, движущегося равномерно и прямолинейно
без толчков, мы можем играть в мяч, вызывать какие угодно движения: они
будут протекать совершенно так же, как будто поезд
Наконец, если бы двигался не поезд, а земной шар, а вместе с ним и рельсовый путь со всеми станционными зданиями, деревьями и полями, то мы получили бы то же самое впечатление; надо было бы также подкидывать уголь в топку паровоза! Так как для того, чтобы поезд не увлекался движением рельсового пути, необходимо вертеть колеса; точно также, как, если мы хотим остаться на одном и том же месте улицы, идя по движущемуся троттуару навстречу его движению, надо все время итти по нему вперед настолько, насколько нас относит назад движение самого тротуара*1.
Этот принцип относительности не противоречит теории "неподвижного эфира", - даже более того, мы им как раз пользовались для расчета, какова должна быть скорость света на движущейся земле.
Рассмотрим
теперь, в чем состоит первый, так наз. "специальный" принцип Эйнштейна.
Он состоит в только что рассмотренном принципе Галилея-Ньютона, к
которому добавляется утверждение, что скорость света не зависит от того,
измеряем ли мы ее на движущихся системах или на неподвижных. Это так
называемый "постулат постоянства скорости света", который именно и
приводит, как мы сейчас увидим, к первой теории Эйнштейна. Отрицательный
результат опыта Майкельсона принимается за указание на то, что скорость
света не зависит от движения тех приборов, тех систем, где производится
измерение этой скорости, т.-е. не зависит от движения земли. Во многих
статьях по принципу относительности прямо даже так и говорится: все
опыты, произведенные до сих пор, согласно показывают, что скорость света
не зависит от движения земли. На это можно было бы, пожалуй, не менее
категорично ответить: таких опытов не производилось вовсе! Вспомним, в
самом деле, что в опыте Майкельсона можно было бы учесть, если бы не
Лорентцово сокращение, лишь ничтожную долю влияния движения на скорость
света; большая же часть этого влияния исключалась сама собой вследствие
особенности самого метода: луч света каждое расстояние проходит дважды
туда и назад, как об этом подробно было уже сказано, а при этом, как мы
видели, опоздание почти уравновешивается упреждением на обратном пути.
Но не будем спорить! Примем вместе с Эйнштейном его постулат и
посмотрим, что из этого выходит. Повторим сейчас рассуждение с полетом
галки и железнодорожным поездом, только пусть вместо летящей галки на
этот раз у нас распространяется луч света. Пусть из фонаря S,
находящегося в начале платформы АВ (см. рис. 3), в момент t=0,
определяемый по часам, стоящим на платформе, выпускается световой
сигнал. Через t1 секунд (или долей секунды) головная волна этого луча,
двигаясь со скоростью c, пройдет путь x1=ct1,
_______________
*1
Движущиеся тротуары существуют в некоторых городах в Америке, а также
их устраивают на всевозможных международных выставках.
Теперь вступает в свои права математик; ему поставили задачу: какое надо дать выражение для времени в движущейся с той или другой скоростью системе, для того чтобы скорость света осталась независимой от скорости движения этой системы.
Математик дает ответ:
задача допускает единственное решение: время в движущемся со скоростью v
поезде должно выражаться следующей формулой:
t'=1/(_(1-v2/c2))(t-xv/c2) (1)
где
t - время для наблюдателя на платформе, а x - положение наблюдателя с
часами в поезде, отсчитанное вдоль платформы. Но этого мало для того,
чтобы скорость света была независимой от скорости наблюдателя: все
размеры в поезде по направлению его движения должны уменьшится;
наблюдатель в поезде этого не заметит, потому что все его линейки, - раз
он их повернет в сторону движения, - сами собой сократятся*1. При чем
это сокращение выразится аналогичной формулой:
x'=1/(_(1-v2/c2))(x-vt) (2)
Таким образом, для того, чтобы получить постоянство скорости света, необходимо допустить, что ход времени зависит от движения той системы, в которой производится измерение времени.
Чтобы
отчетливее выяснить себе это, сравним показания часов в начале
платформы A с показаниями часов, находящихся в поезде в данный момент
против той же части платформы A. В формуле (1) надо
_______________
*1
Необходимо помнить, что изменение хода времени и сокращение линейных
размеров очень мало, так как все скорости, с которыми мы оперируем,
ничтожно малы по сравнению со скоростью света, и притом отношение v/c
входит во второй степени.
Необходимо, однако, все время помнить, что v/c для встречающихся на
практике движений очень малая величина, а потому изменение темпа времени практически для нас незаметно.
Далее, можно указать, что из формул (1) и (2) как следствие вытекает, что правило сложения скоростей должно измениться и оно изменяется так, что ни при каких условиях равнодействующая скорость не может быть больше скорости света C = 300.000 километров в секунду, это - предел, переступить который абсолютно невозможно.
Далее оказывается, что всякая энергия должна иметь массу. Это, впрочем, выводится для электромагнитной энергии вполне понятным образом: масса энергии оказывается массой эфира*1. Остановимся еще на одном парадоксе, о котором в свое время говорилось довольно много. Представим себе, что существуют в природе только две единственные маленькие планеты и на каждой из них находятся люди. Пусть одна планета начинает удаляться от другой; если обитатели планет ничего другого не видят кроме двух данных планет, то при условии равномерного и прямолинейного движения они не смогут решить, которая именно из планет движется и которая стоит неподвижно. Представим себе, что фактически одна из планет движется очень быстро, т.-е. со скоростью, близкой к скорости света. Обе планеты теряют друг друга из виду, но пусть потом через несколько лет во время сна ее обитателей (чтобы они ничего не заметили) планета поворачивает назад и обе планеты вновь встречаются. Смогут ли обитатели этих планет решить вопрос (в обход принципу относительности), кто из них именно путешествовал?
Как будто и да. Ведь время у двигавшихся шло медленнее, следовательно у них сердце билось медленнее, все биологические процессы шли медленнее: они состарились на меньшее число лет! И вот обе группы людей, увидав, что у одних седые волосы, у других нет, скажут: теперь мы знаем, кто из нас двигался и кто стоял на месте!
Надо, впрочем,
сказать, что все это рассуждение, помимо фантастичности и
неосуществимости, страдает еще тем, что нам приходится изменять
направление движения на противоположное, за это время перемены -
движение будет неравномерным, а весь принцип Эйнштейна, - по крайней
мере тот, о котором идет речь, - приложим только к равномерному и
прямолинейному движению. Весьма любопытно однако, что некоторые из самых
ярых поклонников Эйнштейна находят другую слабую сторону в этом
рассуждении, а именно в утверждении, что все биологические процессы
(биение сердца и проч.) должны измениться в согласии с изменившимся
вследствие движения ходом времени. Это предположение,
_______________
*1
См., напр., А.Тимирязев, Периодическая система элементов и современная
физика - "Красная Новь", N 1, июнь, стр. 169.
[Страница
без номера. Приложение N 1: на Фиг.1 - Фиг.5 приведены рисунки, на
которые даны ссылки в тексте.]
Подводя итог тому, что мы сказали о "специальном" принципе Эйнштейна, поставим себе вопрос: является ли его принятие безусловно необходимым с точки зрения современной науки? На это можно ответить отрицательно: ведь все факты, объясняемые этим принципом, объясняются столь же удачно теорией "неподвижного эфира" и сокращением размеров тел в направлении движения, как это показал Лорентц. Но выслушаем лучше, что говорит по этому поводу один из наиболее крупных теоретиков и сторонников принципа относительности М.Лауе: "Мало того, экспериментально было бы невозможно произвести выбор между этой теорией (теория Лорентца) и эйнштейновской теорией относительности, и если, тем не менее, теория Лорентца отошла на задний план, - хотя она еще имеет сторонников среди физиков, - то это произошло, без сомнения, в силу оснований философского характера"*3.
Для
физика этот аргумент не имеет принудительной силы: для него философия,
не подтверждаемая опытом, - пустой звук.
---------------
Переходим
теперь к обобщенному или всеобщему принципу относительности и к связи
этого принципа с теорией всемирного тяготения. Казалось бы, что о
применении принципа относительности даже самого простого - принципа
Ньютона-Галилея к неравномерному движению невозможно и говорить.
Представьте себе, что происходит в вагоне, когда поезд при большой
скорости делает поворот на закруглении или быстро затормозится: трудно
бывает, стоя в вагоне удержаться на ногах, багаж падает с сеток и т. д.
По этим явлениям, происходящим внутри вагона, мы можем вынести
заключение о характере движения поезда: мы можем, следовательно,
воспринимать это движение безотносительно (Ньютон к ужасу философа Маха
говорил в подобных случаях абсолютно!), т.-е. не сравнивая своего
положения с внешними объектами, не принимающими участия в неравномерном
движении. Посмотрим, как подошел к этой задаче Эйнштейн. Разберем один
пример неосуществимый, фантастический, но в высшей мере поучительный
потому, что он позволяет нам в наглядной форме представить себе ход
мыслей Эйнштейна и притом в той их части, которая представляет едва ли
не наибольшую ценность, независимо от того, какова будет дальнейшая
участь всеобщего принципа относительности; с этого примера, между
прочим, начинает и сам Эйнштейн свой специальный мемуар. Представим себе
комнату - физическую лабораторию, устроенную в большом ящике, и пусть
этот ящик со всем, что в нем находится, удален на очень большое
расстояние от всех планет, солнца и звезд и вообще каких бы то ни было
больших масс. В этой лаборатории не будет силы
_______________
*1 См. напр. R. Lammel., Die Grundlagen der Relativitatstheorie, Berlin. J. Springer. 1921 S. 85.
*2 В Германии в настоящее время основалось общество "друзей позитивного идеализма", присуждающее премии за лучшие сочинения по принципу относительности. Одно название этого нового общества показывает, в какие нездоровые дебри может завести одностороннее увлечение этим, в значительной мере оторванным от фактической почвы самой науки, математическим принципом. Надо отдать справедливость, что из всех сторонников принципа относительности наиболее осторожным является сам Эйнштейн.
*3 М. Лауе, Принцип
относительности. Новые идеи в математике, сборн. N 5. Спб. Издательство
"Образование" 1914, стр. 34.
Таким образом, наблюдатель, сидящий в этой замкнутой лаборатории и не видящий того, что происходит вокруг ящика, в котором его лаборатория находится, анализируя те явления, которые он видит в своей лаборатории, скажет: одно из двух, - или моя лаборатория движется с ускорением там, где нет силы тяжести, или она неподвижна, но зато она находится в поле силы тяжести, т.-е. где-то неподалеку находится большая материальная масса, притягивающая к себе все, что есть в лаборатории, в том числе и меня самого. Вот это и есть выраженный в грубой форме "принцип эквивалентности" Эйнштейна, т.-е. принцип, устанавливающий глубокую аналогию между силами инерции, возбуждаемыми при неравномерном движении, и ньютоновым тяготением.
Рассмотрим
второй пример, также в достаточной мере неосуществимый, который поможет
разобраться в дальнейшем ходе мыслей Эйнштейна. Пусть мы имеем больших
размеров диск, на котором находится наблюдатель, часы и всевозможные
физические инструменты. Положим, что диск этот вращается вокруг оси,
проходящей через его центр наподобие каруселя. Что будет испытывать
наблюдатель, находящийся на диске? Чем ближе он будет подходить к краю
диска, тем большую центробежную силу он будет испытывать, и только, если
он поместится у самой оси, сила эта исчезнет. Как истолкует
наблюдатель, находящийся на диске, те явления, которые происходят перед
его глазами? Одно из двух, - говорит Эйнштейн, - или он скажет (так
скажет, между нами говоря, любой физик-экспериментатор): диск, на
котором я нахожусь, вращается, вследствие чего развивается сила инерции,
называемая центробежной; или (если наблюдатель склонен более к
философии, чем к физике) он скажет: может быть, диск и в самом деле
вращается, а может быть он и неподвижен, а все кругом него находящееся
вращается в обратную сторону, при чем вследствие этого возбуждаются
новые силы тяготения, действующие от центра диска к его краям. Правда,
такого рода поля силы тяжести никто и нигде не видал и по Ньютоновой
теории такое поле и не возможно, "но, так как наблюдатель верит*1 во
всеобщую относительность, это ему не мешает; он
_______________
*1 Курсив наш.
Это затруднение, казалось бы безвыходное, Эйнштейн разрешает самым решительным образом. Почему отношение окружности к диаметру всегда должно равняться числу п? Что за предрассудок! Число п должно получиться, если наше пространство - пространство эвклидовой геометрии. А почему мы уверены, что оно всегда остается эвклидовым? Может быть, когда вращаются большие массы или когда мы находимся в сильном поле тяготения, вблизи больших притягивающих масс, пространство перестает быть эвклидовым? Эйнштейн показал весьма остроумными математическими выкладками, что, если отрешиться от эвклидовой геометрии и считать, что, если можно так выразиться, "эвклидовость" нашего пространства в различных частях видимой нами вселенной искажается в различной степени, в зависимости от близости к тем или другим телам с большими массами, то можно так определить пространственные измерения и так определить время, что, во-первых, все противоречия исчезнут и, во-вторых, все законы природы будут выражаться одними и теми же математическими формулами, независимо от движения наблюдателя, который может двигаться как угодно неравномерно. Это и представляет собой почти вполне точную формулировку всеобщего принципа относительности Эйнштейна.
Постараемся
теперь в немногих словах выяснить себе, что разумеется под словами
эвклидова и неэвклидова геометрия.
_______________
*1
A. Einstein. Ueber die spezielle und die allgemeine Relativitatstheorie
gemeinverstandlich, Zwolfte Auflage (51 - 55 Tausend), 1921 S. 54.
Представим себе существо с умственными способностями человека, но совершенно плоское, укладывающееся, скажем, на плоском листе бумаги, могущее перемещаться только в этой плоскости и не воспринимающее ничего кроме того, что находится на этой плоскости.
Для такого существа будут существовать только два измерения, для него будет существовать только планиметрия, т.-е. геометрия на плоскости, и притом наша эвклидова; все теоремы планиметрии будут верны для нашего воображаемого существа, для него будут верны все следствия геометрических аксиом Эвклида. Представим себе теперь поверхность шара и на ней подобные же существа двух измерений, изогнутые так, что они плотно прилегают к поверхности шара. Пусть они также способны воспринимать только то, что имеется на поверхности шара. Нетрудно показать, что в этом случае геометрия будет отличаться от эвклидовой. Во-первых, на поверхности шара нет прямых линий. Если мы будем определять прямую как кратчайшее расстояние между двумя точками, то для шара роль прямой будет играть так наз. геодезическая линия, т.-е. дуга большого круга или пересечение поверхности шара с плоскостью, проходящей через центр и две данные точки. По этой линии расположится растянутая резиновая полоска, приколотая к шару двумя булавками. Эти "геодезические" линии будут играть на шаре ту же роль, что и прямые на плоскости. Однако, положение, что между двумя точками возможна только одна прямая, приложимо, с большими оговорками, к геодезическим линиям на шаре. Возьмем какие-либо точки, лежащие близко друг к другу на каком-либо меридиане шара. Тогда кратчайшим расстоянием между этими точками A и B (см. фиг. 4) по поверхности шара будет дуга меридиана AB. Но и ACDEB будет также геодезической линией, соединяющей те же две точки и в то же время это - не кратчайшее расстояние! Более того, представим себе две точки, взятые на полюсах C и E, тогда любая дуга любого меридиана, проходящего через полюсы, будет служить геодезической линией и будет служить кратчайшим расстоянием между этими двумя точками, считая по поверхности шара. Следовательно, для этого, правда, особенного положения двух точек между ними возможно провести бесчисленное множество геодезических линий, играющих ту же роль, какую прямые играют на плоскости. Мы видим, следовательно, насколько отличается геометрия на плоскости от геометрии на шаре; можно было бы указать еще на целый ряд отличий, но и приведенных данных, я думаю, достаточно*1.
Как мы видели, в двух измерениях нетрудно себе представить такие условия, при которых эвклидова геометрия не выполняется. Для трех измерений мы этого себе наглядно представить не можем; тем не менее мы можем мыслить, как это показал Лобачевский, такие логические построения, аналогичные геометрии, в которых основные положения, основные аксиомы отличаются от аксиом Эвклида. Эйнштейн считает, что подобные системы существуют реально!
Весьма любопытно, что из
теории относительности вытекают некоторые следствия, которые можно
подвергнуть опытной проверке. Во-первых, Эйнштейном было теоретически
получено так наз. неравенство в движении планеты Меркурий; орбита
Меркурия медленно поворачивается так, что ее большая ось не сохраняет
постоянного направления;
_______________
*1
Не надо думать, что самый факт, что поверхность шара - кривая, играет
особенную роль; если мы свернем лист бумаги в трубку или конус,
получится кривая поверхность, но геометрия на этих поверхностях не будет
заметно отличаться от геометрии на плоскости.
*1 A. Einstein, I. c. S. 91.
*2 См. ряд статей в "Physikalische Zeitschrift" за 1920 и 1921 годы.
Что же сказать в заключение? Несомненно, что блестящая математическая работа, выполненная Эйнштейном, сыграет свою роль и установленный им "принцип эквивалентности" сил инерции и тяготения представляет крайне интересную попытку зайти в еще неразгаданную область всемирного тяготения.
Но несомненно также, что
область, к которой приложим принцип Эйнштейна, гораздо более ограничена,
как на это справедливо указывает Ленар*2. Не можем же мы в самом деле
применять, как это делает сам Эйнштейн, его принцип к следующему
простому и понятному случаю: железнодорожный поезд, шедший полным ходом,
так быстро затормозился, что все в нем попадало со своих мест, чемоданы
и корзины вылетели из сеток, и при этом произошли значительные
разрушения. По Эйнштейну, это явление можно объяснить и так: поезд не
двигался, двигалась ему навстречу земля и все на ней находящееся и все
это внезапно затормозилось, в результате чего появилось новое поле силы
тяжести, которое и произвело разрушение в покоившемся поезде*3! Но
почему же, вполне законно спрашивает Ленар, разрушение произошло в
поезде, когда затормозилась земля и все, что на ней находится? Вот
тут-то мы и вступаем на нездоровую почву*4 так наз. "умственных
экспериментов", то-есть таких предположений,
_______________
*1 А. Пуанкаре, Пространство и время. Новые идеи в математике. Сборник N 2. Пространство и время. Спб. Издат. "Образование". 1913 г., стр. 90.
*2 P. Lenard, Uber Relativitatsprincip, Aether, Gravitation. Hirzel Leipzig 1920 и новое дополнение издание 1921 г.
*3 A. Einstein, I. c. S. 48.
*4 Насколько нездорова эта область, лучше всего покажут подлинные слова речи Эйнштейна, произнесенной 27 января 1921 года в берлинской академии наук (Sitzungsberichte der Preussischen Akademie, V. S. 124 1921) на тему "Геометрия и опыт". Вот эти слова: "Как же это возможно, что математика, представляющая независимый от какого бы то ни было опыта продукт человеческого мышления, так хорошо приложима к объектам действительности? Не в состоянии ли человеческий разум без опыта одним лишь мышлением обосновать свойства действительно существующих вещей? На это, по моему мнению, можно коротко ответить следующим образом: поскольку математические законы относятся к действительности, они не достоверны (sicher), и поскольку они достоверны (sicher), они не имеют отношения к действительности" - и несколько далее, говоря об аксиомах математики в том виде, как они формулируются теперь, он говорит: "Эти аксиомы представляют свободные создания человеческого духа". Насколько это изолирование законов мышления от всякого опыта, от воздействия того, что существует вокруг нас и под влиянием чего развивается человеческий организм с его мыслительными способностями, далеко от той "стихийно-материалистической", по выражению тов. Н. Ленина (Н. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм. Госиздат. 1920, стр. 281), точки зрения, на которой стоял наряду с большинством естествоиспытателей один из величайших физиков Людвиг Больтцманн, лучше всего покажет сравнение только что приведенных слов Эйнштейна со следующими словами Больтцманна: "Мы можем, пожалуй, эти законы мышления считать априористическими в том смысле, что, благодаря длившемуся несметные века опыту нашей расы, для неделимого они являются уже прирожденными. Но логический промах Канта заключается в том, что он из этого сделал вывод об их непогрешимости во всех случаях их применения.
С точки
зрения дарвиновой теории, этот промах легко объясним. Только то, что
вполне верно, вполне надежно наследуется. Что неверно, ненадежно,
отбрасывается.
Точно так же я готов оспаривать полное совершенство наших законов мышления. Наоборот, эти законы мышления до того вошли в наши неизменные привычки, что они бьют далее цели и не выпускают нас из своей власти и тогда, когда для их применения уже нет более места. Над ними оправдывается то, что наблюдается со всякой унаследованной привычкой" (L. Boltzmann, Populare Schriften. Leipzig Barth, 1905 S. 398. Русский сокращ. перевод. К. Тимирязев "Наука и Демократия", "Антиметафизика", стр. 309 и 310; вслед за приведенной выпиской в оригинале и сокращенном переводе приводится ряд конкретных примеров, подтверждающих высказанное положение).