Ацюковский В.А. Общая эфиродинамика. — М.:Энергоатомиздат, 2003

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 99   >>>

  

99

Накопление фактов о разнообразии свойств, форм и движения материи ставит вопрос о сложности уже изученных форм материи и о наличии общих форм и свойств материи на уровне, более глубоком, чем уже освоенный уровень. Эти формы и свойства: а) просты в смысле малого числа существенных качеств им приписываемых; б) проистекают из форм и особенностей движения материи на предыдущем (старшем) уровне организации материи; в) являются лишь частью всех свойств материи на рассматриваемом (младшем) уровне организации материи, чем на начальном этапе освоения этого уровня организации материи приходится временно пренебречь, по крайней мере, до накопления необходимых данных.

В дальнейшем по мере накопления новых данных материальные образования этого уровня вновь окажутся сложными, и вновь нужно будет вводить представления об еще более глубинном уровне организации материи, «кирпичики» которого вновь временно будут считаться простыми.

Нужно отметить, что найденные на новом уровне организации свойства материи могут быть только существенными, ибо выделяются только такие из них, которые объясняют разнообразие форм и свойств материи на предыдущем уровне организации. Таким образом, в отличие от изложенного выше субъективного представления о «простоте» явления при изучении свойств материи на различных уровнях организации мы имеем дело с диалектическим понятием простоты.

Найденный общий методологический принцип должен быть применен и в настоящее время, поскольку накопилось достаточно данных о сложности «элементарных» частиц вещества, об их разнообразии, а также об их взаимных превращениях, свидетельствующих о наличии у них общего строительного материала.

Из изложенного вытекает необходимость анализа поведения при взаимодействии «элементарных частиц» вещества, выделения на основе этого анализа общих для всех видов взаимодействий характеристик, придания свойств элементарности новым, более мелким образованиям материи, являющимся строительным материалом для «элементарных частиц» вещества, выведения из их свойств разнообразных форм их движения, построения на основе этих форм всех видов взаимодействия старших форм, начиная от «элементарных частиц» вещества до Вселенной в целом, а также предсказание новых явлений и эффектов в различных областях естествознания, подлежащих экспериментальной проверке.

Изложенный методологический принцип неоднократно использовался различными исследователями применительно к частным

100

задачам кинетической теории материи, например, Больцманом [14], а также А.К.Тимирязевым [24], и достаточно успешно.

Выводы

1. Основной целью естествознания должно быть вскрытие природы явлений, т.е. вскрытие внутреннего механизма явлений, причинно-следственных отношений между материальными образованиями, участвующими в них, и на основе их обобщения нахождение общих закономерностей устройства природы. Существование внутренних механизмов явлений предполагает наличие причинных связей, т.е. детерминизм.

2. Признание факта причинности ставит вопрос о природе элементарных взаимодействий внутри явлений, эти взаимодействия между элементами могут происходить лишь через непосредственное соприкосновение в общей точке пространства, тем самым принципиально отвергается «принцип дальнодействия», предполагающий взаимодействие тел через пустоту, и утверждается принцип близкодействия на любом уровне организации материи.

3. Каждый предмет и каждое явление имеют бесчисленное множество сторон и качеств, поэтому каждое конкретное описание (модель, математическая формула, словесное и графическое описания т.п.) является приближенным. Это означает, что представления о предметах и явлениях должны непрерывно уточняться путем усовершенствования физических моделей и их математического описания. Это значит также, что и усовершенствование фундаментальных зависимостей физики, отражающих лишь часть общих закономерностей природы, должно являться одной из важнейших задач теоретической физики.

4. Любому математическому (логическому, функциональному, количественному) описанию должно предшествовать качественное описание - построение моделей предметов и явлений. Модели должны отражать основные для поставленной цели качественные стороны предметов и явлений, объяснять их с качественной стороны, т.е. сводить их к совокупности частей, каждая из которых может считаться уже понятной в ее основных свойствах, и их взаимодействию. Отсюда вытекает принципиальная важность применения аналогий с известными предметами и явлениями и обоснования правомерности применения тех или иных аналогий в конкретных случаях.