Ацюковский В.А. Введение в эфиродинамику. Деп. рукопись № 2760-80, ВИНИТИ, 1980

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 41   >>>

  

- 41 -

"удобный" коэффициент в уравнениях, рассматриваемых исследователем.

А.Эйнштейн пишет [il, с. 201] : "Понятия и отношения, в особен^ ности существование реальных объектов, и вообще говоря, существование "реального мира" оправданы только в той мере /курсив наш - В. А./, в какой они связаны с чувственными восприятиями, между которыми они образуют мысленную связь. ...Одна из большиз заслуг Каята состоит в том, что он показал бессмысленность утверждения о реальности внешнего мира без этой познаваемости". "...Целью науки является, с одной стороны, возможно более полное познание связи между чувственными восприятиями в их совокупности и, с другой стороны, достижение этой цели путем применения минимума первичных понятий и-соотношений /добиваясь, насколько это возможно, логического единства в картине мира, т.е. стремясь к минимуму логических элементов/."

Нужно отметить, что для А.Эйн'птейна критерий простоты бчл прямым руководством к действию. Как уже упоминалось выше, в работе "Принцип относительности и его следствия" [12] Эйнштейн, отмечая, что для разрешения противоречий выводов результатов экспериментов Физо и Майкельсона возможны две гипотезы:

1. эфир полностью неподвижен;

2. эфир увлекается движущейся материей, но он движется со скоростью, отличной от скорости движения материи

пишет далее:

"Развитие второй гипотезы требует введения каких-либо предположений относительно связи между эфиром и движущейся материей. Первая же возможность очень п р оста /курсив наш - В.А./ и для ее развития на основе теории Максвелла не требуется никакой дополнительной гипотезы, могущей ослоднить основы теории".

Это положение привело Эйнштейна к отказу от эфира.

Сейчас можно только гадать, к каким бы выводам пришел Эйнштейн, если бы он не соблазнился "простотой" первого положения, а исследовал бы второе "более сложное". Во всяком случае ясно, что ни о каком отказе от эфира здесь принципиально не могло идти речи. Следование же первому положению заставило Эйнштейна потратить много времени на бесплодные попытки на этом пути построить единую теорию поля.

Из приведенных примеров видно, что произвол в применении "принципа простоты" может иметь далеко идущие последствия. С другой стороны, рассмотрение материи и явлений во всей совокупности их свойств невозможно, так как, как уже упоминалось, число свойств

- 42 -

любого материального объекта бесконечно. Отсюда становится очевидной методологическая важность поднимаемого вопроса.

Для того чтобы определить, каким образом выделять существенные стороны предметов и явлений и отфильтровывать несущественные, целесообразно рассмотреть этот вопрос в историческом аспекте.

В философской литературе считается, что требования анализа существа природных явлений впервые были выдвинуты Фалесом Милетским. Если до Фалеса природа рассматривалась как нечто единое, то Фалес в этом единстве усмотрел наличие многих различий, имеющих общую первооснову. Таким образом, Фалес указал на сложность природы с одной стороны, с другой - указал принципиальное направление анализа природных явлений - на путях изыскания некоей общей первоосновы [13, с. 77] .

Позже Эмпедокл /490 - 430 г. до н.э./ предложил в качестве такой первоосновы четыре*Ьтихии" - землю, воду, воздух и огонь, указав, что любой предмет и любое явление состоят из комбинации этих четырех стихий.

Мысль Эмпедокла существенно глубже, чем это обычно представляется историкам. В самом деле, если понимать используемые Эмпедоклом понятия стихий несколько шире, например "земля" - твердь /твердое состояние/, "вода" - жидкость, "воздух" - газ, а "огонь" - энергия, то мы фактически сталкиваемся с упоминанием трех основных состояний материи - твердым, жидким и газообразным и присущей ей энергии. Нужно отметить одновременно, что не придание каждому из этих состояний каких-либо дополнительных свойств означает, что введенные Эмпедоклом "стихии" подразумевались элементарными в своей основе, наделенными единственным качеством.

Развитие в средние века алхимии поставило вопрос о другой системе элементов, из которых состоят все тела. Были вццелены "вещества? в частности, металлы, сера и ряд других, каждое из которых было наделено ограниченной группой качеств. Идея генезиса веществ, высказанная Р.Бэконом /1214 - 1292/ является, фактически, попыткой синтеза сложного из простого. Таким образом, и на этом этапе развития представлений о структуре материи сложные вещества подразумеваются состоящими из простых, обладающих минимумом качеств [14] .

Развитие химии привело к представлению о наименьшей частице вещества, обладающей всеми химическими свойствами данного вещества. Хотя официальный термин "молекула" был узаконен Международным конгрессом в Карлсруэ только в I860 г., этот термин и его фактическое значение был известен еще Лавуазье /1743 - 1794/, сделавшим, прав-