Ацюковский В.А. Введение в эфиродинамику. Деп. рукопись № 2760-80, ВИНИТИ, 1980

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 39   >>>

  

-39-

процессжв тех рассуждениях, которые привели к появлению парадоксов и которые носят абстрактно-математический характер явления рассмотрены на самом примитивном уровне, хотя природа любого явления существенно сложнее.

Нельзя говорить о дискретности пространства и времени на уровне микромира, так как дискретность любой величины может быть определена только относительно другой аналоговой величины и для общей инвариантной величины, являющейся исходной для всех остальных, не может существовать принципиально.

Пространство и время выступают наряду с материей как объективные категории, не зависящие ни от каких условий и ни от каких явлений в них происходящих, всюду в формульных зависимостях эти величины могут выступать только как аргументы и никогда не могут являться функциями чего бы то ни было. Следовательно, использование принципов диалектического материализма на всех уровнях физического познания неизбежно приводит к эвклидовому пространству и однонаправленному непрерываемому времени как фундаменту любой теории.

Во всех случаях кажущихся "нелинейностей" пространства и времени нужно искать глубинные процессы, происходящие в микромире, в том числе и на уровнях деления материи более глубоких, чем деление на "элементарные" частицы вещества.

Наличие общих физических инвариантов для всех уровней деления материи и существование непрерывной цепи причинно-следственных отношений между частными явлениями, также охватывающей все уровни деления материи, заставляет полагать, что на всех уровнях деления материи должны действовать одни и те же принципиальные физические законы и что никаких особых законов для явлений микромира не существует. Отсюда вытекает особое гносеологическое значение аналогий между явлениями макро и микромира.

Английский физик Дж.Рэлей /1842 - 1919/, придавая вопросам аналогий и подобия в физических явлениях особое значение, говорил по этому поводу:

"Я часто удивляюсь тому незначительному вниманию, которое уделяется великому принципу "подобия" даже со стороны крупных ученых. Нередко случается, что результаты кропотливых исследований преподносятся как вновь открытые "законы", которые тем не менее можно было получить априорно в течение нескольких минут".

- 40 -

2.3. Пути вскрытия внутренних механизмов явлений.

При рассмотрении путей вскрчтия внутренних механизмов явлений возникает некоторая принципиальная трудность, связанная с тем, что количество свойств у каждого явления и у каждого его элемента, так же как и у каждого вида и каждой формы материи, в принципе, бесконечно велико. Поэтому особенно важным является выделение из общей совокупности свойств таких, которые являются существенными для поставленной задачи. При этом необходимо одновременно определить отношение к отбрасываемым свойствам, поскольку неучет их ведет к гносеологическому упрощению форм материи и явлений.

Вопросы методологии упрощения предметов исследований неоднократно рассматривались в литературе. Критерий "простоты" часто использовался исследователями как один из основных аргументов при выборе той или иной теории. Поэтому на данном аспекте целесообразно остановиться детальнее.

В некоторых работах, например, в [ю] предлагается в качестве критерия истинности при выборе той или иной теоретической системы использовать "индуктивную простоту, критерием последней выступает инвариабельность системы", то есть следует предпочитать ту систему представлений, "...посылки которой остаются инвариантными относительно более широкой группы преобразований". Следует однако возразить, что поскольку сами группы преобразований отражают уровень достигнутых знаний и обязательно, в этом смысле, односторонни, подобный подход неминуемо носит субъективный характер.

. Предпочтение более простого пути может заставить исследователя в конечном итоге отойти от первоначальной цели - поисков истины. Например, существенно проще отыскания внутренних механизмов явлений абстрагироваться от них, придать математическому описанию самостоятельное ззаяение, что приведет, в конце концов, к тому, что за.истинные первичные представления начнут приниматься те, которые наиболее удобны в математическом отношении. К сожалению, именно так и происходит достаточно часто.

Так называемый, "принцип простоты" зачастую оказывается простотой математической, игнорирующей реальную физическую картину мира.

К каким далеким последствиям может привести подобный подход видно на примере высказывания Э.Маха. Отвергая понятие количества материи, Мах признает "понятие массы как математической величины, удовлетворяющей некоторым уравнениям теоретической физики, что в есь ма удоб но для науки" [8, с. 98-99; 10] , то есть масса здесь выступает не как объективная реальность, а как некий